Самара: история, культура, события

Самарские паломничества

Почти каждый день отправляются от храмов Самары, Тольятти и других городов Самарской области паломнические автобусы. Причем, едут самарские паломники не только в такие знаменитые места России, как Троице-Сергиева Лавра, Санаксарский или Дивеевский монастыри. В самой Самарской области находится множество почитаемых православными святых мест. Это и Николаевский источник в Каменной Чаше – самом сердце Жигулевских гор, и чудотворная “Федоровская” икона Божьей Матери в селе Кашпир под Сызранью, и ключи у Царева Кургана в селе Царевщина (ныне поселок Волжский), и множество других святых мест.

Думаю, что мы не ошибемся, если скажем, что одним из самых почитаемых святых мест в Самарской области является источник в селе Ташла, где в октябре революционного 1917 года русскому православному народу была явлена икона Божьей Матери “Избавительница от бед”.

 

Село Ташла

Село Ташла находится в Ставропольском районе Самарской области недалеко от города Тольятти. Путь в село от Самары на автобусе занимает около двух с половиной часов. Сначала паломники едут в само село в Троицкий храм. Храм этот деревянный и очень старый. В нем хранится чудотворная икона Божьей Матери “Избавительница от бед”, которая была явлена 8 октября 1917 года уроженке села Ташла келейнице Катерине. Со своими подругами Феней Атяшевой и Пашей Гавриленковой , а также с другими жителями села, Катерина выкопала икону в указанном ей во сне Богородицей месте. Из этого же места сразу забил источник, на который и по сей день приезжают богомольцы. После 1925 года атеисты решили покончить с родником. Рядом со святым местом был построен скотный двор. А сам родник завалили навозом, запах которого у источника чувствуется до сих пор. Была закрыта и Троицкая церковь в селе Ташла. Вновь церковь открылась в годы войны, когда борьба атеистов с православием несколько ослабла. Сегодня Богородицкий источник и икона “Избавительницы” являются одной из самых почитаемых святынь Самарской Епархии.

 

Село Подгоры

На источник св.Ильи около села Подгоры можно пешком. Для этого нужно сесть на теплоход, отходящий от пристани Осипенко, до села Подгоры.

Примерно после часа поездки и высадки в Подгорах, нужно будет дойти до самого села, а затем до источника. Вся дорога составляет около 2,5 километров, а направление вам укажет практически любой местный житель.

Рядом с родником – громадная мозаичная икона самого св. Ильи. На фоне здешней природы она, как и деревянный храм рядом, смотрится просто нереально красиво. Само место здесь располагает к какой-то душевной тишине.

Родник этот столетия назад был целью паломничеств для жителей Самары и окрестных сел. Однако, после революции место это пришло в запустение. Восстановили родник монахини Свято-Ильинского женского монастыря, который открылся недавно в селе Подгоры. Теперь же и здесь на роднике находится действующий мужской скит во имя Креста Господня.

 

Поселок Волжский (Царевщина)

Еще один источник (в честь иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”) находится совсем рядом с Самарой – у подножия Царева Кургана в поселке Волжский.

Тем, у кого нет машины, доехать туда труда не составит. С обеих основных магистралей города Самары (улицы Ново-Садовой и Московского шоссе) сюда идут маршрутные такси.

Источник и часовня при нем расположены прямо у прохода на Царев Курган. Места здесь очень красивые. Купальни у источника открытые, а рядом с ними оборудованы раздевалки. Из всех источников Самарской области, которые мне довелось видеть, этот, пожалуй, – самый благоустроенный.

Приехав сюда, нельзя не подняться и на сам Царев Курган, на вершине которого установлен громадный крест.

 

Село Большая Рязань

Есть в Самарской области и еще одно место не уступающее Ташлинскому источнику по известности среди самарских паломников. Место это – село Большая Рязань, расположившееся недалеко от города Жигулевска, в котором находятся два святых источника – во имя иконы Божьей Матери “Всецарица” и во имя основателей русского монашества святых Антония и Феодосия. Была в селе и своя церковь, но в послереволюционные годы она была разрушена, как и множество других храмов. Новую церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Большая Рязань освятили в мае 2002 года. Церковь эта очень красивая. Деревянная. До ее постройки сельская администрация передала под церковь здание библиотеки.

Посетив село Большая Рязань мы с удивлением обнаружили, что историю появления в нем святых источников никто не знает. Даже местный батюшка, который служит в селе не так давно. Нет упоминания о святых источниках в Большой Рязани и в книге Кирилла Серебренитского “Чудотворные источники Самарской Епархии”.

Однако, на нашу просьбу о помощи, размещенную в конференции самарской газеты “Благовест”, откликнулась Татьяна, которая нашла крупицы истории источников в той же газете № 9 за 1998 год. Вот приведенные ей выдержки из статьи:

“… В селе до революции существовала церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. От храма до источника не более 500 метров. Туда ходили крестным ходом с хоругвями и песнопениями совершать торжественные водосвятные молебны.

… В советские годы источник пришел в запустение.

… Бывший сторож Казанского храма (г.Тольятти) ездила в с. Большая Рязань к родственникам, посещала этот источник и сильно скорбела, что он в таком запустении. И вот однажды во сне явились ей два старца-монаха, и один из старцев пишет что-то на свитке, не обращая на нее никакого внимания. Это длилось некоторое время, а потом оба исчезли. В скором времени попадает она в Богородично-Казанский храм и видит икону с изображением этих старцев. Признала она их – преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

… Вот уже очистили от грязи оба источника – большой и малый, на малом поставили часовенку, и пришла пора водрузить икону. За неимением образа преподобных Антония и Феодосия поставили икону Богородицы “Всецарица” (по-гречески образ называется “Пантанасса”), в Греции через этот образ Богородица исцеляет раковых больных. Источник был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а их Покровительницей (следовательно, и нашей) стала Богородица “Всецарица – Пантанасса”.

Само же село Большая Рязань нельзя назвать заурядным селом Самарской области. Именно около этого села скрывался знаменитый разбойник Степан Разин. Сохранилась здесь и пещера, в которой он скрывался со своим отрядом.

Пещера находится на юге Самарской Луки, на берегу Волги, в двух километрах ниже села Малая Рязань, недалеко от устья Попова оврага. Войти в пещеру можно в полусогнутом состоянии, и окажешься в небольшом зале, имеющем ширину 4 метра и длину 20 метров. Вправо и влево из зала имеются углубления в виде ниш и щелей.

Среди местных жителей передается из уст в уста легенда о том, что в XVII веке в пещере не однажды укрывался Степан Разин со своими людьми. Пещера и вход в нее были такими, что раньше в нее въезжали, сидя на конях. А вход в пещеру, прикрытый лесом был со стороны Самарской Луки. Поэтому отряд появлялся как бы из-под земли и исчезал внезапно. Двести-триста лет назад Волга была многоводнее и заходила в прибрежные овраги. Отсюда люди Степана Разина совершали внезапные набеги на купцов, когда они проплывали мимо Жигулей. Но если судну удавалось уйти от преследователей, то казаки по реке Усе сокращали себе путь, и опережали купцов, встречая их вторично на южной стороне Самарской луки. Вот почему Разин даже хотел пробить сквозной подземный проход от пещеры к Молодецкому кургану, чтобы соединить северный берег Самарской Луки с южным. Так говорит предание.

Сегодня эта пещера и ее окрестности являются историческим памятником. Близлежащие села Малая Рязань, и Большая Рязань являются местом русских поселений XVI – XVII веков на Самарской Луке. В селах усилиями краеведа А.Н. Морозова собрана интересная историко-этнографическая коллекция. На основе собранного материала был создан общественный музей. Единственный на Луке музей рассказывает об истории мест, связанных с пребыванием разинцев, показывает жизнь и деятельность нескольких поколений людей.

Недалеко от села было найдено и городище, которое археологи назвали “Стенькиным городком”. Вот как описывает его А.П. Смирнов в “Отчете Куйбышевской экспедиции за 1954 г”: “Городище расположено на расстоянии около 2,5 км к востоку от с. Большая Рязань в Сосново-Солонецком районе Куйбышевской области. Местными жителями было указано на наличие второго городища, рядом с первым, составлявшее с ним, по-видимому, единый комплекс укреплений. Расположено на небольшом мысу, окружено с двух сторон глубокими оврагами, а с третьей укреплено высоким валом и глубоким рвом. Высота площадки 1-го городища над уровнем дна рва, расположенного между двумя городищами – 4 м. Площадь 1-го городища 36х28 м, т.е. 1010 кв. м”.

Так что едут в село Большая Рязань не только паломники, но и туристы. Самарские туристические агентства организуют сюда так называемые туры выходного дня, участники которых посещают святые источники и этнографический музей в селе Большая Рязань, а также расположившуюся рядом с селом пещеру Стеньки Разина.

автор Юрий Мамаев

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»