Самара: история, культура, события

Про Самарские набережные

Автор статьи OLEDJIO LIVEJOURNAL.
Все фотографии опубликованные в этом материале из личного архива Михаила Андреевича Труфанова

Протяженность набережных составляет 5 км. Самара – единственный город на Волге, полноценно связанный с побережьем, где набережные играют роль едва ли не главной рекреационной зоны. С 1930-х гг. началась работа по расчистке побережья от складских и производственных сооружений.

С 1952г. началась разработка и строительство т.н. “старой” набережной от Комсомольского спуска до Пивзавода. Вдоль реки протянулись широкие аллеи с многочисленными летними павильонами, малыми формами, литыми оградами и другими деталями, оформленными в духе сталинской классики. Под спусками разбиты цветники и скульптурные композиции. По всей длине набережных у подпорной стенки организованы широкие пляжи.

“Новая” набережная стала разрабатываться в 1958г. Она расположена за ГРЭС, вдоль Волжского проспекта, и представляет ландшафтную композицию в 3-х уровнях.

Земляные работы – впечатляют. До набережных тут были склады и прочие хоз постройки, на берегу не было песка, валялись битые стекла и хлам с бревнами.

Знаменитейший Дом на Волжском проспекте,31 (А.В. Годзевич, Щербачев П.А.,1958)
Последнее из заметных проявлений сталинской классики в Самаре. Здание играет ключевую роль в панораме 2й очереди волжской набережной. За счет крутого рельефа здание меняет этажность с 4 до 7 этажей. Оно фланкирует склон площади Славы, где расположен административный центр города, возвышаясь над 5ти этажной застройкой Волжского проспекта.

Что интересно, фасады рисовал мега Щербачев, а планировки – гипер Годзевич. Сдержанный классический фасад обладает монументальными пропорциями. Можно уловить внешнее сходство с домами Жолтовского на Ленинском проспекте и Смоленском бульваре: высокое тело легкого руста, ярко выраженная горизонтальная динамика, верхние этажи, почти лишенные декора, разбавлены ненавязчивыми прямыми сандриками на пилястрах. Щербачевская трактовка фасадов более условна. У здания 2х частное деление. Единый руст нижних 4х этажей прорежен аркадой больших витрин, подчеркивающих тектонику. Дом проектировал “Гипроавиапром”.

Деревья, которые только что высадили на Набережной. Фото сделано в районе Маяковского спуска.

Благоустройство – радует. Широкие и просторные набережные – настоящий праздник для горожан 60-х годов. обратите внимание на косы, которые еще не смыло и количество речного транспорта. Сейчас одни дерьмовые катера мылят взгляд по-лету, а корабли ходят редко, “Ракеты” и “Метеоры” проданы Китаю в 90-х, а речной транспорт больше не “самый дешевый вид транспорта”.

Знаменитейшие лестницы, которые сейчас разбомблены имбецилами-графитчиками.

И, наконец, строительство гостиницы “Волга” (А. В. Годзевич, В. Г. Каркарьян, 1962)

Самарские набережные – это лицо города, мне очень жаль, что сейчас, уже который год, на них, без всякой системы, расположены т.н. “кафе”, которые портят все впечатление (напомню, что были сделаны специальные летние павильоны, в системе набережной, которые стоят по сей день), мне жаль, что проживая в 3 минутах от Маяковского спуска, я радую себя набережными пару раз за сезон, и то стараюсь в светлое время суток, мне жаль, что проходя по ней в темное время суток, ничего, кроме пьяных ебулетов не видно, словно аттракционом себя балуешь… Давайте выносить правильные уроки из истории, друзья, и не портить то, что с таким трудом не нами было сделано.

Автор статьи OLEDJIO LIVEJOURNAL

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»