Новости Самары

Конкурс на лучшую композицию в Струковском саду

Архитектурному сообществу предлагают разработать концепцию архитектурно-художественной композиции по увековечению исторического события – создания и первого исполнения вальса «На сопках Маньчжурии» Ильи Шатрова в Самаре на территории Струковского сада.

Вальс «На сопках Маньчжурии» Ильи Шатрова, посвященный героическому эпизоду Русско-японской войны, стал легендарным музыкальным произведением, известным во всем мире наравне с такими композициями, как «Прощание славянки» и «Амурские волны». Эти музыкальные произведения дают людям духовные силы в самые тяжелые моменты.

Самара бережно хранит память о первом исполнении этого вальса, который стал одним из музыкальных символов российской культуры. С 2013 года в Струковском саду ежегодно проходит всероссийский фестиваль «На сопках Маньчжурии», посвященный первому исполнению знаменитого вальса, с участием духовых оркестров со всей России.

С инициативой об установке архитектурно-художественной композиции выступила городская общественность, в том числе Самарское региональное отделение Духового общества России, муниципальный концертный духовой оркестр. Инициатива поддержана Депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александром Хинштейном. Идея установки композиции в память о первом исполнении вальса одобрена рабочей группой по рассмотрению общественных инициатив по установке скульптурных композиций на территории Самарской области («КультСамара»), возглавляемой Губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым. Администрацией Самара будет оказана поддержка в организации выставки по итогам конкурса.

Конкурс является открытым, его участниками могут стать все желающие: российские и зарубежные авторы, имеющие профильное образование, – занимающиеся профессиональной деятельностью архитекторы, скульпторы, художники-монументалисты, дизайнеры.

Подробная информация об участии размещена на официальном сайте конкурса: http://uarsamara.ru

Справочная информация:

Вальс написан Ильей Шатровым в память о погибших в Русско-японской войне 1904-1905 гг. воинах 214-го Мокшанского пехотного полка. В 1905 году Мокшанский пехотный полк одиннадцать суток вел кровопролитное сражение в районе между Мукденом и Ляояном. В критический момент, когда сомкнулось кольцо окружения, иссякли силы и боеприпасы, командир приказал: «Знамя и оркестр — вперёд!». Капельмейстер Шатров повел за знаменем оркестр, и воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. Бой шел непрерывно и один за другим звучали марши, пока, в конце концов, противник дрогнул и полк прорвал окружение. Из 4000 личного состава полка в живых осталось 700 человек, из 60 музыкантов оркестра – семеро.

После окончания Русско-японской войны Мокшанский полк ещё год находится в Маньчжурии, где оставшийся в живых Илья Шатров, однажды попав на гауптвахту, начал писать в память о павших однополчанах инструментальную композицию «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии. С 1906 года полк был передислоцирован в Самару. Здесь молодой капельмейстер подружился с педагогом, композитором Оскаром Кнаубом, оказавшим начинающему композитору помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании. 24 апреля 1908 года (по разным источникам – в 1907 году) в Самаре в Струковском саду состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром. Популярность вальса быстро росла. Только за первые 3 года после написания вальс переиздавался более ста раз, а граммофонные пластинки расходились баснословными тиражами.

Первый вариант текста к вальсу написал самарский поэт и писатель Степан Петров (Скиталец). В конце Великой Отечественной войны вальс «На сопках Маньчжурии» нередко исполнялся по радио и на концертах в связи с торжественными минутами, отмечавшими победы Красной Армии над японскими милитаристами в Маньчжурии.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»