Новости Самары

Судьба штурмовика

75 лет назад в небо над Самарой поднялись первые штурмовики Ил-2, сделанные в нашем городе. И сразу же отправились на фронт, чтобы бить врага, подступающего к Москве. За годы войны было выпушено около 30 тысяч таких самолетов. Ил-2 делали всей Самарой, а не только авиационные заводы, сразу хочет восстановить историческую справедливость Валерий Бальзамов, заведующий музеем.
«В производстве этого самолета принимали участие 14 самарских предприятий. Мехзавод делал бронекорпуса, двигатели делал Моторостроительный наш завод, большое литье стальное, делал Сталелитейный завод», – рассказал заведующий музеем ОАО «Авиакор – авиационный завод» Валерий Бальзамов.
Вооружение делали на Металлисте, приборы на заводе имени Масленникова, часть оборудования на Гидроавтоматике, даже мебельные фабрики были задействованы – ведь часть фюзеляжа и хвостовое оперение были из дерева. Все предприятия уже имели документацию, подготовленное оборудование и материалы. Тут развенчивается крепко впечатавшаяся в сознании людей легенда о том, что авиационные заводы в Куйбышев приехали почти на пустое место. Постановление об их создании было подписано еще в августе 1940 года. И с учетом мирного времени заводы должны были ввести в конце 1941, начале 1942 года. Строили их заключенные Безымянлага – 93 тысячи человек. Любопытный документ – состав строителей – изменники Родины, саботажники и прочие предатели. Но эти люди успели почти полностью достроить завод №1 и довести до девяностопроцентной готовности 18-ый завод.
«Потому-то и сумели из привезенного с собой задела, вот, «Прогресс» выпустить через 10 дней самолет МиГ-3. А мы через 35 дней, потому что у нас меньше степень готовности была. Но, это не значит, что мы приехали в чистое поле», – уточнил Валерий Бальзамов.
Стране были очень нужны самолеты-штурмовики, особенно в 1941 году, чтобы сдерживать немцев, рвущихся в вглубь страны. Заводчан подгонял сам верховный главнокомандующий товарищ Сталин. Весьма гневными телеграммами. И завод дал продукцию. В начале войны, когда не хватало опытных пилотов, и конструкция была еще несовершенной, потери среди штурмовиков были огромные. 10-12 вылетов в среднем и все.
«Это был самолет поля боя. Высота его – была от 15 до 50 метров. Он летел, и в него палили со всех сторон, все кто мог», – подчеркнул Валерий Бальзамов.
Когда самолет модернизировали, сделали бронезащиту, потери снизились до 54 вылетов в среднем. А за сто боевых вылетов, давали звание Героя Советского Союза. Сейчас в России нет ни одного летающего экземпляра Ил-2. Но, он может появиться. Группа зараженных идеей людей собирает сейчас такой самолет. Начали еще в 2013 году, сейчас он готов наполовину. В ход идут детали от найденных на местах боев машин, многое сделано заново, но по технологиям того времени.
«Есть сложные вещи, которые мы не можем сами изготовить, нам помогают заводы. Но, как вы знаете, сейчас оборонные заводы загружены, сильно загружаются, и наши детали, тем более, которые изготавливаются за свой счет, это скажем, не первоочередной заказ», – отметил главный инженер проекта восстановления летного экземпляра самолета Ил-2 Евгений Смирнов.
Но, дело постепенно двигается. Вопрос не в деньгах. Если закупать все необходимое по рыночным ценам, никаких миллионов не хватит. Нужно время и помощь. За то благородное дело, которое делает эта группа неравнодушных людей, им вручали вполне заслуженные награды – почетный знак “Куйбышев – запасная столица”, на котором тоже изображен Ил-2.
«Обсудили и проблемные вопросы: чего не хватает, есть материалы, которые на сегодняшний момент очень трудно найти. Мы сейчас определили план действий для того, чтобы работа не останавливалась», – рассказал корреспонденту СТВ вице-губернатор Самарской области Александр Фетисов.
Пройдет год, два, три, но обязательно в небо над Самарой снова поднимется тот самый, легендарный самолет, штурмовик Ил-2. Уже не как оружие, а как символ трудового и воинского подвига нашего народа.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»